Концепция интерьеров Казанского вокзала

Main 1

Архитекторы: АлексейГоряинов, Михаил Крымов, Елена Уткина, А.П. Котлярский 

Проектирование: 2010 г.

 

Казанский вокзал является памятником архитектуры. Здание было построено по проекту Щусева А.В. в 1912-1940 г. В 90-е годы к зданию была пристроена новая часть, выполненная на основе чертежей Щусева.

В старой части вокзала, являющейся памятником архитектуры, внедрение элементов современного дизайна должно осуществляться максимально аккуратно, чтобы обеспечить функции навигации посетителей, заменить устаревшие элементы инфраструктуры на современные. Данная концепция рассматривает интерьер главной башни, реконструкцию кассового зала поездов дальнего следования и зала ожидания в конкорсе над путями.

 

Интерьер главной башни.

Главная башня является точкой пересечения основных потоков на вокзале, являясь, также одним из входов в вокзал с улицы, поэтому ее интерьер имеет большое значение для общего стиля вокзала.

Интерьер главной башни является памятником архитектуры, поэтому все новые элементы дизайна не должны содержать стилизаций, напротив, они должны отчетливо говорить о своем современном происхождении, придавая вокзалу современный вид. При этом не должно происходить слишком сильного вмешательства в исторический облик.

Мы предлагаем следующие основные мероприятия по обновлению интерьера башни:

  1. Реставрация стен, декора, пола, росписей, витражей, дверей и люстр.
  2. Создание современной архитектурной подсветки элементов интерьера. Это сразу позволит продемонстрировать достоинства исторического интерьера и придать ему качественно новый, современный вид без вмешательства в отделку и декор.
  3. Размещение необходимых элементов навигации по вокзалу и прочих информационных объектов, чтобы повысить уровень удобства ориентации и пользования услугами вокзала для пассажиров и посетителей до необходимого современного уровня.

Мы предлагаем рассматривать башню как «информационный перекресток», насыщенный объектами, помогающими ориентироваться на вокзале и в городе, позволяющими получить всю необходимую пассажирам информацию о движении поездов и т.п. Есть два типа этих объектов: первый – информационные стелы с мониторами, картами, схемами и информационными терминалами; второй – указатели, вывески. Все они сделаны в едином стиле, в виде светящихся изнутри прямоугольных объемов. Это делает их максимально заметными и читаемыми. Также они выполняют роль дизайн-объектов, рассредоточенных по всему вокзалу.  Являясь, по-сути, светильниками, они не вступают в противоречие с существующей архитектурой, создавая при этом образ современного интерьера.

В этом помещении нецелесообразно устанавливать вендинговые аппараты.

 

Кассовый зал дальнего следования.

 

Планировочные решения.

Зал расположен в новой части вокзала и не является памятником архитектуры. Зал имеет антресоль и проемы в перекрытии, соединяющие его с расположенным выше залом ожидания. В соответствии с принятой концепцией реконструкции вокзала планируется освоение подземного этажа с размещением коммерческих объектов и организацией широкого прохода по центру подземного этажа вдоль всего зала. При этом вертикальная связь с первым этажом планировалась за пределами кассового зала. Наше предложение состоит в том, чтобы связать кассовый зал с нижележащим уровнем с помощью второго света и эскалаторов в центральной части зала. Это позволит людям, находящимся в кассовом зале, видеть, что внизу расположен этаж, насыщенный различными необходимыми функциями, в т.ч. торговлей. Существующую антресоль кассового зала мы предлагаем расширить в центральной части, увеличив площадь и соединить с кассовым залом эскалаторами. На антресоли располагаются предприятия общественного питания. Таким образом мы получаем эффективную функциональную схему: ядро — кассовый зал (основная технологическая функция), внизу — торговля, наверху — питание.

 

Дизайн.

Визуально-стилистические решения выполнены в современном ключе, на контрасте с исторической частью вокзала. Это позволяет избежать стилизации, подчеркнуть тем самым ценность архитектурных решений Щусева и при этом создать создать абсолютно современный интерьер, имеющий свой индивидуальный стиль.

Целью предложенных стилистических решений является также создание новой, активной визуальной среды, способной привлечь посетителей помимо пассажиров, а также задержать пассажиров на вокзале дольше, чем необходимо для покупки билета и посадки на поезд. Эта среда должна стимулировать интерес посетителей и пассажиров к тому, чтобы воспользоваться максимальным числом услуг, предлагаемых на вокзале. Кроме того, предлагается очень активное применение средств визуальной навигации и систем видеоотображения для улучшения качества обслуживания пассажиров на вокзале. Активным элементом дизайна является световой короб, идущий через весь зал, на котором размещена информация о направленн движения к поездам, к метро и о расположении различных видов сервиса. Исполнение короба идентично тем указателям, которые расположены в интерьере главной башни.

Конкорс

Планировочные решения.

В настоящий момент зал ожидания имеет спуски на каждую платформу, которые были закрыты в связи с низкой проходимостью,приведшей к возникновению множества проблем с их нецелевым использованием. Также сам зал не использовался в полной мере в связи с удаленностью от основных потоков пассажиров. Данная концепция предполагает использования зала не только для установки кресел ожидания, но и для создания дополнительных удобных видов сервиса для пассажиров, которые позволят качественно улучшить уровень обслуживания на вокзале.

В связи с обособленностью зала полностью использовать его  под торговые площади нецелесообразно, поэтому к предлагаемым видам сервиса относятся:

—  Гостиничный сервис

—  Развлечения (кинозалы, игровые автоматы)

—  Детская игровая зона

—  Кафе

—  Интернет

— Экологические объекты (живые растения, аквариумы)

Все это мы предлагаем реализовать в реконструируемом зале ожидания, поскольку он имеет большую площадь и позволяет, в силу обособленности, реализовать предложенные функции. Основная функция — это сидячие места для ожидания. Однако, если пассажир сильно устал и ему предстоит долгое ожидание, то он лишен возможности отдохнуть не беспокоясь о своем багаже. Единственный вариант для него — гостиница на вокзале, но основная масса пассажиров не готова ей пользоваться в связи с относительно  высокой стоимостью. Кроме того, если пассажир не хочет куда-то идти с багажом в поисках полноценной гостиницы, а хочет вздремнуть пару часов, то на данный момент у него нет вариантов кроме кресла. Мы предлагаем использовать устройство называемое Sleepbox, которое является по-сути одноместным отелем в виде бокса с кроватью, аналогичной по размеру месту в купе. Эти устройства мобильны и требуют только подключения к электрической сети. Предлагается установить несколько групп таких боксов, рассредоточенных по залу. При этом существующие спуски на платформы замуровываются перекрытием пола и остается только один спуск к поездам повышенной комфортности.

В центральной части зала формируется детская игровая зона огороженная тонкой, прозрачной сеткой с рисунком, внутри которой располагается надувная конструкция, игрушки, мячи и т.п. За детьми следят либо родители, либо специальный персонал.

Вокруг игровой зоны расположены диваны с аквариумами и деревьями.

Во входной часи зала располагается кафе.

В дальней части зала организуется развлекательная зона с мини-кинозалами и игровыми автоматами. В центре этой зоны расположена диванная группа с аквариумами и деревьями. Вокруг нее размещены мини-кинозалы, которые рассчитаны на 15 человек каждый. В кинозалах непрерывно идет показ: мультфильмов в одном, фантастических фильмов в другом и, например, мелодрам в третьем.

В зоне расстановки кресел ожидания также размещаются группы массажных кресел с купюроприемниками.

Санузлы и душевые для пассажиров могут быть выполнены также в виде боксов и расставлены в группах Sleepbox’ов (по одному на группу), либо организованы в прилегающих помещениях.

Дизайн.

Зал конкорса максимально удален от исторической части и не является памятником архитектуры. Мы предлагаем решение интерьера в максимально современном ключе, но, в отличие от кассового зала, в спокойных, плавных формах, располагающих к отдыху, учитывая функциональное назначение зала. Поэтому преобладает белый цвет потолка и стен, активно используется озеленение.

 

  • Preview 1
  • Preview 2
  • Preview 3
  • Preview 4
  • Preview 5
  • Preview 6
  • Preview 7
  • Preview 8
  • Preview 9
  • Preview 10
  • Preview 11
  • Preview 12