Архитекторы: Михаил Крымов, Алексей Горяинов, Тимофей Шапкин
Проектирование: 2013 год
Дом Мельникова – один из самых ярких примеров судьбы памятников архитектуры в России. Он давно требует ремонта. Имущественные вопросы, касающиеся его, запутанны и трудноразрешимы. Ценители архитектуры не могут попасть внутрь и даже осмотреть шедевр вблизи. И это при том, что эта сравнительно небольшая постройка в центре Москвы имеет мировую ценность.
Мы считаем, что в сегодняшней ситуации невозможно решить проблему этого памятника единственно правильным способом – отреставрировав и открыв его для людей. Этого не происходит уже долгие годы с домом Мельникова, как и с многими другими уничтожаемыми и разрушающимися памятниками в России и Москве. По большому счету, сохранившиеся памятники архитектуры в Москве почти никому не нужны.
Мы предлагаем не ждать, пока ситуация разрешится «сама собой» разрушением дома Мельникова, пожаром или иным несчастьем. Мы считаем, что люди всего мира должны иметь возможность близко изучать один из последних шедевров конструктивизма, одного из краеугольных камней современной архитектуры. Для этого мы предлагаем перевезти его в крупный мировой музейный центр в Европе, отдав его в аренду на 499 лет под обязательство реставрировать его и открыть его как музей. Мы надеемся, что по истечению срока аренды ситуация на родине памятника изменится к лучшему и он сможет вернуться на свое место. А пока пусть его жизнь продолжится там, где он нужнее.
На участке, где был дом Мельникова, вместо памятника архитектуры мы предлагаем создать памятник архитектуре. Это негатив, пустота, слепок с дома. Это инвертированное понятие архитектуры. Весь участок вокруг этой пустоты заполнен бетоном на всю высоту стоявшего здесь здания. Вход осуществляется по узкому коридору в толще бетонного объема. Пространство на месте дома Мельникова представляет собой внутренний двор внутри этого объема. Это окаменелость, память ушедшего времени. Бетонный массивный объем надежно защитит это память на долгие годы – тут больше нечему сломаться, испортиться, состариться. Этот монумент исключает этот участок из городской ткани, на долгие годы сохраняя память этого места и оставляя возможность когда-нибудь вернуть сам памятник из вынужденной иммиграции.