Архитектор: Михаил Крымов, Алексей Горяинов
Проектирование: 2013 год
Визуализация:
Фасад ГЦСИ
Архитектурное решение фасада представляет собой абсолютно гладкое зеркало высотой 30 метров и длиной 395 метров. Зеркальная прямоугольная плоскость вырастает прямо из земли на границе будущего парка. Плоскость фасада отражает и удваивает среду перед музеем: парк, деревья, павильоны и т.д.
Зеркальная плоскость это символическая граница между обычным миром и миром искусства. Подходящий человек видит отражения себя и окружения. Этот взгляд на себя со стороны, это изменение привычной точки зрения готовит посетителя к восприятию современного искусства. Одновременно с этим фасад полностью скрывает технологическую стену гипермарета, которая находится за музеем.
Вход в музей организован таким образом, посетитель сначала идет вдоль стекла, параллельно фасаду. Благодаря тому, что стекло градиентно становится зеркальным, снаружи возникает эффект постепенного растворения человека в здании и в отражении парка.
Перед музеем организовано общественное пространство, интегрированное в парк. Главная пешеходная ось под углом соединяет ГЦСИ и ближайший выход строящегося метро. Человек, идущий к музею, будет наблюдать перед собой динамичное изменение масштабного отражения окружающего мира.
Интерьер ГЦСИ
Внутренняя структура музея состоит из независимых функциональных блоков, свободно расположенных в 30-ти метровом атриуме. Эти объемы расположены таким образом, что бы обеспечить максимально удобное и, при этом, многофункциональное использование всех помещений. Центральный атриум музея это светлое крытое пространство, в которое выступают отдельные объемы выставочных залов, технологических и прочих помещений. Пройдя сквозь зеркало, посетитель оказывается в зоне входной группы с гардеробом и кассами, выполненной в темных тонах и находящейся под парящими над ней залами. Пройдя дальше, он попадает в центральный ярко освещенный атриум, из которого видны все выставочные залы музея и откуда по лестницам, эскалаторам и галереям он может попасть в любой из них. Объемы выставочных залов органично дополняются балконами, на которых также представлены арт-объекты.
Многоуровневое пространство с площадками различных масштабов дает максимально широкие возможности для индивидуального подхода к экспонированию современного искусства. Залы реставрационных мастерских размещены в объеме стеклянного куба, парящего на уровне второго этажа. Такое решение позволяет посетителям познакомиться с процессом реставрации, как с интереснейшей частью музейной технологии.
Центральный атриум тоже является выставочным пространством, в котором могут экспонироваться произведения искусства любого размера. Кроме того, он может использоваться как пространство для перфомансов, демонстрации видеоарта, проведения лекций и т. д. Вдоль стены атриума, граничащей с торговым центром, устроены галереи, связывающие залы во всех уровнях и подходящие для размещения дополнительных зрительских мест.
Технологические и конструктивные решения
В западном углу участка расположена 9-ти уровневая паркинг на 500 машиномест. В восточном углу аналогичный объем занимает фондохранилище. В интерьер центрального атриума хранилище выходит стеклянной стеной, через которую видны технологические стеллажи и стойки с размещенными объектами хранения.
Центральный атриум перекрыт стеклянной кровлей на легких внешних арочных конструкциях. Подземный этаж под зданием ГЦСИ не предусматривается.