Интерьер + дизайн
Блестящий старт
Российский культурно-православный центр будет в Париже. Проектирует команда, среди руководителей которой – Михаил Крымов, архитектор и главный редактор «И+Д. 100% OFFICE».
С Михаилом Крымовым мы познакомились два года назад. Тогда никто не мог предположить, что он, вместе с командой единомышленников, выиграет международный конкурс на беспрецедентный для России объект — Культурно-духовный центр на набережной Бранли, недалеко от Эйфелевой башни. Проект московской мастерской Arch Group и французского архитектора Мануэля Нуньеса-Яновского объявлен победителем в конце марта 2011 года. Строительство начнут в январе 2012- го, чтобы сдать объект к 2014 году.
• Михаил: «О конкурсе мы узнали в последний момент: с нами связалось одно молодое парижское бюро за неделю до окончания первого тура. В итоге мы проектировали самостоятельно и, выиграв, с радостью принимали их поздравления. Конкурс был открытым, но войти в него возможно было только с западным партнером (среди условий фигурировало наличие французской лицензии и страховки). Заинтересовала задача: создание современного культурного комплекса в Европе. Она казалась сложной, противоречивой и масштабной. Мы искали, сутки напролет спорили с Алексеем, пока не выбрали идею покрова — решение, объединяющее культурный центр и храм, новое и традиционное. Первые эскизы показали Мануэлю, с которым у нас общие друзья. Сразу пошла совместная интенсивная работа. Выход в финал стал возможностью развить концепцию, на это появилось наконец хоть какое-то время». О работе жюри рассказывает
Андрей Боков, президент Союза архитекторов России, академик РААСН: «Я был одним из 15 человек (8 представителей России и 7 — Франции), которые вошли в жюри. Возглавлял его Владимир Игоревич Кожин, Управляющий делами Президента РФ (см. состав жюри на udprf.ru. —Прим. ред.). Экспертиза всех проектов была доверена Nexity, компании, ответственной за организацию конкурса в целом. Ограничения и условия сформулированы и строго контролировались экспертами. Все концепции, допущенные во 2-й тур, получили их заключение на соответствие требованиям действующего регламента городской застройки Парижа. Конкурс по форме был справедливым. Сам факт его проведения для России (где по-прежнему действует 94-ФЗ) принципиально важен. Первый — открытый этап, второй — для финалистов. 400 заявок, 104 концепции (порядка 80 из Европы и только около 20 из России). Десять вышли в финал, при этом 5 из них были российскими, 5 — зарубежными (несколько всемирно известных команд, по сведениям, не прошли во 2-й тур). Такое распределение, что существенно, не было специальным решением.
Финал конкурса отразил реальное состояние профессии. Он свидетельствует о конкурентоспособности российских архитекторов. И мнение, что российская архитектура находится в депрессии, несправедливо.
Вторичный или слабый проект для Франции неприемлем. Опыт реализации принципиально новаторских подходов в Париже гораздо серьезнее, чем в Москве. После российского заказчика готовый проект будут основательно смотреть французы. Расположенный в сердце города, рядом с современной архитектурой Музея Бранли, этот центр для России и РПЦ — своего рода интеллектуальный прорыв.
Есть мнение, что победила самая дорогостоящая концепция. Это не правда. Определить окончатель ную сумму на данный момент не сумеет никто. Брать за аналог Музей Бранли или иное современное здание Парижа представляется некорректным. Стоимость зависит от материалов, технологических составляющих, их архитекторам еще предстоит выбрать, и в первую очередь — от цели, которую ставит заказчик. Тут возможны два варианта. При первом строительство ведется на основании жесткого бюджета. При втором важен результат, а стоимость менее существенна.
Данный проект — знаковый для русской православной церкви и для России в целом. Сегодняшнее храмовое строительство, осуществляемое церковью, отличает крайне консервативный характер. При этом на рубеже XIX-XX веков оно велось энергично, для церкви работали выдающиеся, профессионально одаренные авторы — Шехтель, Щусев, Покровский, каждый активно развивал свой язык, свою систему образов. Русский центр в Париже сегодня — это первый для православной церкви пример выхода из изолированного состояния. Мы сможем увидеть современный храм, но оставшийся верным традиции».
Михаил: «Храм будет утопать в роскошном саду. Остальные функции мы объединили в угловом здании и полностью накрыли участок тонким покровом. Это главная формула. Если вникать в детали, то мы придумали сквозную пешеходную аллею, ведущую прямо от набережной, светящиеся медиафа- сады и купола… Тема гринбилдинга, столь понятная европейцам, — осно-
ва проекта. С помощью французских инженеров IOSIS Batiments мы ввели инновационные экорешения: самоомывающуюся кровлю со встроенными фотовольтаическими панелями и с последующим использованием воды в системах отопления, орошения и проч… Профессиональная задача сейчас реализовать идею в построенном объекте, несмотря на все сложности реальной жизни. На этом мы и сосредоточимся».