Архитекторы: Алексей Горяинов, Михаил Крымов, Ирина Кочук
Проектирование: 2014
Находится в процессе строительства
Визуализация :
Интерьеры можно посмотреть здесь.
Проект Торгово-офисной галереи «Seasons» занял первое место в конкурсе «Офис +», организованного на платформе онлайн проекта PinWin https://www.pinwin.ru/konkurs.php?kact=2&knid=60&rbid=10613
Существующее положение.
Реконструируемое здание находится на территории ЗАО НПО «ПОЛИМЕТАЛЛ» и является частью промышленного корпуса, расположенного вдоль Новоостаповской улицы. Здание имеет сборный железобетонный каркас и внешние ограждающие конструкции в виде навесных железобетонных панелей, витражного и оконного остекления. Уровень первого этажа на 1.2 м. выше уровня земли, участок относительно ровный. Здание имеет цокольный этаж, ненесущие стены которого выполнены из пустотелого кирпича.
Главные видовые точки — с ул. Новоостаповской. Виден основной фасад и торец здания.
Окружающая застройка представляет собой смесь жилой сталинской и панельной архитектуры с депрессивной промышленной застройкой. Непосредственно напротив корпуса расположена небольшая промзона (хлебокомбинат).
Постановка задачи
1. Поскольку здание является частью длинного промышленного корпуса, который имеет совершенно неприемлемый вид, то главная задача — сделать новые фасады такими, чтобы максимально разорвать визуальную связь между двумя частями, чтобы нельзя было даже предположить, что они являются одним целым.
2. Участок находится на границе с огромным юго-восточным промышленным кластером, что создает депрессивную среду вокруг него. Необходимо, чтобы фасады не выглядели холодно, строго и механистично, а напротив, надо добиться максимально «живого» ощущения, чтобы избавиться от любого намека на промышленное происхождение.
3. Фасад здания должен формировать совершенно новый облик улицы в этом месте, создавая новую, комфортную, дружелюбную среду. Этой же цели должно служить благоустройство территории перед зданием.
4. Фасад должен учитывать наличие торговой функции на первом этаже. Он должен активно «продавать» то, что внутри.
5. Все входы нужно перенести на главный фасад, чтобы:
а. Сделать доступ в здание максимально удобным, чтобы его не приходилось долго обходить и искать нужную фирму.
б. Избежать необходимости делать такой же дорогой фасад сзади.
в. Избежать необходимости сразу делать благоустройство за зданием.
6. Необходимо минимизировать количество лестниц в здании для увеличения арендуемых площадей.
Описание идеи.
Мы хотим сделать не просто новый фасад, но создать небольшой кусочек современной, дружественной среды, проходя через который любой человек получит огромное эстетическое удовольствие. Это позволит повысить ценность арендных площадей, т.к. повлияет на имидж арендаторов, и будет останавливать прохожих, провоцируя их зайти в магазин или кафе.
Чтобы добиться этого эффекта мы считаем необходимым изменить парадигму офисного здания и рассматривать его не как один большой, давящий на улицу объем, а как целую улицу из небольших «таун-офисов», каждый из которых имеет свой уникальный фасад. Каждый блок имеет вытянутые вверх пропорции. Все блоки чуть-чуть отличаются по высоте и глубине фасадов. Все это позволяет сделать фасад максимально отличающимся от остальной части существующего промышленного здания.
Проходя вдоль такого здания человек будет испытывать все время новые ощущения и почувствует себя как-бы в небольшом современном, ухоженном городке. Таким образом мы не просто делаем новый фасад, а создаем целый архитектурный ансамбль, формируем свою особую среду.
У каждого арендатора будет ощущение, что он не часть одного большого муравейника, а сидит в своем неповторимом, симпатичном доме.
Такое решение хорошо сочетается с планируемой жилой застройкой, так как выглядит более «живым» и гуманным чем обычные офисные фасады. Такой фасад ассоциируется с новыми жилыми кварталами в Нидерландах или в Токио, где характерны подобные масштабы и пропорции в сочетании с совершенно разными фактурами фасадов.
Фасад из отдельных таун-офисов очень положительно повлияет на торговлю или кафе на первом этаже, так как создаст приятную среду с «останавливающим» эффектом. Для магазинов или кафе также очень важен эффект эксклюзивности их фасадов.
Задний фасад здания не имеет входов и может отличаться по сложности и стоимости исполнения от главного фасада, так как не выполняет тех же функций.
Планировочные решения
Входные группы.
Базовый вариант планировки в материалах конкурса имел многочисленные входы в здание с двух сторон, поскольку основные лестницы имели выход на задний фасад. Это обуславливалось необходимостью попадать в здание с территории завода. Мы предлагаем все выходы перенести на основной фасад и уменьшить их количество до трех. При этом все входы могут быть сделаны на уровне земли. Третью лестницу мы делаем аналогично двух других. Таким образом, мы получим три внятные, равноудаленные входные группы в здание на главном фасаде. Каждая входная группа имеет дверь, ведущую на верхние этажи и дверь в цокольный этаж. Входные группы расположены в своих фасадных блоках-домах, которые выступают больше других, что подчеркивает входы в здание.
Входы в торговые блоки на первом этаже делаются отдельными и так же выходят на главный фасад.
Лестницы.
В базовом варианте было заложено много новых лестниц, ведущих с первого на второй этаж и с первого в цокольный этаж. Это нерационально с точки зрения выхода сдаваемых площадей и стоимости реализации. Обусловлено это было необходимостью разбить площади на отдельные блоки определенной площади со своими входами. Такое решение может быть применено в нашем варианте фасада и даже будет дополнять его, подчеркивая идею таун-офисов. Однако мы предлагаем оставить только три основные лестницы, а входы в блоки делать с них. Это решение с функциональной точки зрения ничем не отличается от базового, так как в базовом варианте все лестницы также были бы эвакуационными, с противопожарными перегородками и дверями. Лестницы в торговые блоки мы располагаем вдоль фасадов, чтобы не перегораживать тротуар.
Блоки помещений.
Блоки помещений мы легко можем нарезать под любой размер, причем объединяя их в одном, а не в двух разных уровнях, что удобнее. Это также актуально для магазинов так как второй этаж традиционно гораздо менее интересен покупателям, чем первый. Лучше сделать большой магазин за счет объединения помещений в одном уровне. Однако это не мешает сделать не эвакуационные, «парадные» лестницы дополнительно, там где это может понадобиться (например при объединении блоков на разных этажах для нужд кафе).
Цокольный этаж.
Мы предлагаем расположить все сдаваемые помещения вдоль главного фасада, так как он выходит на юг, а технические помещения, соответственно вдоль северного фасада. Это необходимо, чтобы иметь возможность сдать помещения в цоколе, так как северная сторона не только не освещена солнцем, но и выходит на непривлекательную территорию завода без благоустройства, а в последствии — на стройку.
Лифты.
Часть лестничных узлов можно отдать под лифтовые шахты и холлы. Однако нужно определить экономическую целесообразность установки лифтов.
Благоустройство
Территория вдоль фасада имеет ширину около 10 м. Мы делим ее на три зоны:
1. Озеленение вдоль фасада, 3 м.
2. Тротуар, 3 м.
3. Озеленение и благоустройство вдоль дороги, 4 м.
Озеленение вдоль фасада необходимо чтобы отгородить окна цокольных помещений от тротуара. Оно состоит из газона и невысокого кустарника.
Тротуар выкладывается плиткой. Причем, в зоне каждого отдельного таун-офиса плитка разная.
Озеленение и благоустройство вдоль дороги создает барьер между дорогой и комфортной зоной перед фасадом. Оно включает кустарник, невысокие деревья и места отдыха со скамейками, столиками и уличными светильниками. Напротив каждого таун-офиса формируется своя зона отдыха, свой «дворик», что подчеркивает и развивает общую идею. Причем все «дворики» немного смещены друг относительно друга, повторяя смещение фасадных блоков.
Материалы фасадов.
Каждый фасадный блок имеет свою неповторимую текстуру, стиль и конструктивное решение.
Всего используется четыре принципиальных варианта, которые затем варьируются за счет вариантов исполнения и цветовых решений:
1. Алюминиевая витражная система.
2. Витражная система в сочетании с глухими панелями.
3. Вентилируемый фасад.
4. Фасад из сетки крашеной ЦПВС и других видов металлической сетки.
Большая часть фасадов выполняется стандартной витражной алюминиевой системой. Чтобы добиться эффекта разных фасадов мы меняем раскладку профилей, цвет профилей, их ширину, цвет стекол и т.п. Некоторые фасады имеют структурное остекление, некоторые — накладные элементы на профили. Фасады отдельных блоков находятся в разных плоскостях и отделены друг от друга небольшими разрывами. Также все блоки отличаются по высоте, формируя неоднородный силуэт здания.
Два блока из двенадцати сделаны несколько сложнее. Один имеет фасад, заглубленный относительно края перекрытия (что формирует небольшие балконы), другой имеет двойной фасад с металлической сеткой. Эти два блока помогают добиться большего разнообразия фактур фасадов.
В целом наша концепция фасада дает возможность менять решения, подбирая варианты по стоимости и внешнему виду без ущерба для всей идеи, так как главное в фасаде — разнообразие фактур и наличие явно различимых блоков таун-офисов.