Архитекторы: Мануэль Нуньес-Яновский, Алексей Горяинов, Михаил Крымов
Заказчик: Управление делами президента РФ
Общая площадь: 4500 м.кв.
Проектирование: 2011 г.
Итоги первого тура на сайте Управления делами Президента Российской Федерации
Итоги интернет-голосования на сайте maxime-and-co.com
Пресса о проекте:
Газета ТРУД
НОВАЯ ГАЗЕТА
Статьи в интернет
Агентство архитектурных новостей
GZT.ru
Поянительная записка
1. Градостроительство:
Проектируемый комплекс находится на пересечении набережной Branli (Бранли) и av. Rapp (Рапп) которые формируют на севере площадь Сопротивления и мост Альма. Южный фасад комплекса выходит на ул. Universite (Университе)сохраняющееся угловое здание будет называться здание «Университе». По набережной Бранли непосредственно к проектируемому комплексу примыкает историческое здание дворца Альма. Далее по соседству с дворцом находится всемирно известное современное здание музея (архитектор Ж. Нувель), с выходящей на набережную стеклянной стеной, отгораживающей сад и модернистский разноцветный объем музея. Таким образом, здание дворца включено в диалог между двумя современными комплексами, обрамляющих его с двух сторон.
2. Архитектура.
2.1. Общие позиции:
Основной архитектурной темой комплекса является объединение традиционной храмовой архитектуры и современного культурно-православного комплекса. Объединяющим элементом является прозрачный покров, спускающийся от куполов храма, накрывающий сад и огибающий угловое реконструируемое здание«Университе». Как в традиционных христианских храмовых комплексах, вся территория вокруг храма представляет собой сад со стеклянной оградой мультимедиа оградой по периметру. Это делает комплекс открытым для взглядов, солнца и воздуха и общения.
2.2. Храм:
В центре участка, в центре сада за стеклянным медиафасадом, выходящим на набережную и авеню Рапп находится объем православного храма. Проектом предусмотрено возведение храма в традиции 14-16 веков, с чистым и простым объемом, который будет особенно ясно читаться на фоне бокового фасада дворца Альма. Храм ориентирован строго на восток, с отклонением в пределах 5-ти градусов. Храм пятиглавый, трехнефный с боковыми пределами. Основной объем храма соответствует традиционным вытянутым пропорциям, при этом общая площадь в интерьере – около 400 кв.м. за счет расширенной нижней части. Предлагается организация подземного, малого однопрестольного храма, крипты .
2.3. Сад:
Основные породы нового парижского сада это «троицкая зелень», традиционная для России — береза, ель , клен , липа, рябина. Это соответствует тому, что храм, расположенный в саду, посвящен Пресвятой Троице. В саду, за белокаменной стеной угла, выходящего на мост Альма, находится небольшой пруд с источником. Сквозь весь участок проходит новая аллея. Часть здания «Университе», граничащая с садом, частично разобрана для формирования системы садовых терасс, спускающиеся с озелененной кровли прямо в сад. Этот озелененный каскад с небольшими живописными лестницами создает непрерывную зеленую ленту, начинающуюся от набережной и поднимающуюся прямо на крышу здания, где находится низкая звонница.
2.4. Многофункциональное здание «Университе»:
В проекте нет отдельного здания культурного центра – весь комплекс под покровом представляет собой духовно-культурный православный центр в Париже. Границами этого культурного центра являются стеклянные медиафасады, обращенные на набережную и авеню Рапп и фасады углового здания. Все функциональные зоны, включающие библиотеку, книжный магазин, архив, конференц-зал, выставочный зал и др. объединены в реконструируемом угловом здании «Университе». Такое объединение всех мирских, жилых, офисных функций, семинарии и прихода в одном здании дает гибкие возможности использования этих площадей в будущем и позволяет максимально рационально использовать их сегодня.Благодаря этому зданию весь комплекс как бы вырастает из исторической ткани города Парижа и превращается в новый городской сад.
2.5. Стеклянное ограждение:
Стеклянное ограждение сада является медиафасадом, на который могут проецироваться статические и динамические изображения, анонсы событий культурного центра, выставок, религиозных праздников, изображения икон и т.д. Эта линейная конструкция является самой большой витриной русской культуры на Западе.
3. Функционирование.
Основные пешеходные входы в комплекс предусмотрены по новой городской аллее с набережной и ул. Университе. Дополнительный вход с авеню Рапп может быть использован в дни массовых мероприятий и праздников. Автомобильный въезд на территорию комплекса и доступ к 20 машиноместам автостоянки обеспечивается с ул. Университе, через две пары ворот, образующих тамбур безопасности. Торжественные процессии могут подъезжать к храму по новой аллее непосредственно с набережной .Войдя в комплекс с набережной, посетитель попадает в сад, далее в храм и еще дальше в многофункциональный центр, поднимающийся на юг по терассам. Пройдя вперед по живописной аллее вдоль исторического фасада дворца, посетитель комплекса подходит к храму.
4. Конструктив.
Французские инженерные компании являются одними из лидеров по строительству подземных сооружений с высокими грунтовыми водами. С конструктивной точки зрения предполагается устройство бетонной водонепроницаемой чаши на этой площадке. В храме предполагается облицовка этой чаши изнутри полноразмерными белокаменными блоками.
4.1. Храм:
Пятикупольный, трехнефный традиционный храм сложен из массивных глыб белого известняка. Толщина внешних стен – один метр. Внутри храма, своды поддерживают четыре массивные каменные круглые колонны. Конструктивная схема традиционна и опирается на подобные храмы 14-16 веков. Храм предполагается белокаменный, построенный в соответствии с традициями 14-16 веков из больших глыб белого известняка, привезенного специально для этого из России. В интерьере предполагаются традиционные росписи в стиле А. Рублева.
4.2. Сад :
Сад разбит на три части: нижний вокруг храма, террасный в частично разобранном здании и верхний организованный на кровле здания «Университе». Все три сада орошаются дождевой водой собранной в цистернах . Все они освещаются и озвучиваются модульной инсталляцией позволяющей частичное или полное его освещение и озвучение.
4.3. Многофункциональный центр:
Существующее здание на углу улицы Университе и авеню Рапп сохраняется, с частичным использованием конструктивной системы и существующих фасадов. В правом крыле здание частично демонтируется с целью организации терасс. На крыше и терассах предусматривается слой почвы для деревьев и кустарников толщиной от 0,3 до 1 метра. Материалом для нового фасада углового здания служат каменные блоки от разобранного соседнего здания «Метео Франс».
4.4. Ограждение:
Ограждение комплекса представляет собой стеклянную стену из двух стекол по вертикали-высота 8 метров. Вся конструкция держится на стеклянных контрфорсах, расположенных по внутренней стороне ограды.
4.5. Покров:
Конструктивная ромбическая сетка покрова опирается на храм и четыре древовидные колонны, расположенные в саду. В зоне перекручивания конструкция усилена внутренними тросами. На угловом здании покров превращается в сетку второго фасада, но уже без стекла. Базовым элементом структуры является ромб, ориентировочные размеры ребра ромба– 5*30 см в высоту. В проекте использованы три основных материала: белый русскй камень храма, символизирующий русскую традицию; парижский золотистый камень углового здания,стекло покрова и ограждающее стекло, символизирующее открытость и одновременно защищенность .
4.6. Стройматериалы:
В проекте использованы 3 основных материала: белый русский камень для храма. Парижский золотистый камень для здания «Университе». Стекло- для покрова и для садового ограждения мультимедиа.
5. Sustainability.br> Главным технологическим ноу-хау, предложенным французскими инженерами является создание системы самоомывающейся кровли с последующим использованием этой воды для обогрева здания. Это поможет сократить затраты энергии для функционирования культурного центра. Также на сетке второго фасада предполагается установка значительного количества фотовольтарических и термических панелей, преобразующих солнечный свет в тепло и электроэнергию. В далекой перспективе, преобладание натуральных материалов при строительстве комплекса (камень, стекло) и наличие озеленения на всей площади участка благоприятно скажется и на эксплуатации комплекса и на его влиянии на окружающую среду района и округа.